Питание

Оплата за питание ребёнка в детском саду

Оплата за питание ребёнка в детском саду регулируется нормативными документами:

Оплата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования: взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Оплата не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336);

снижается на 50 процентов для семей:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей -воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков);

снижается на 30 процентов:

  • для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Родители (законные представители), имеющие право на освобождение от платы за питание детей либо ее снижение, подают в дошкольное учреждение следующие документы:

  • заявление;
  • удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • справку о том, что гражданин является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного – для опекунов, приемных родителей, родителей -воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Ответственность за достоверность сведений и документов, представленных для освобождения от платы за питание детей либо ее снижения, несут родители (законные представители). Если достоверность представленных документов вызывает сомнение, руководитель дошкольного учреждения вправе направить соответствующий запрос в организации, выдавшие эти документы.

Освобождение от платы за питание детей или ее снижение осуществляется на основании приказа руководителя дошкольного учреждения.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

Оплата питания детей в дошкольных учреждениях осуществляется родителями (законными представителями) ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца.

Руководители дошкольных учреждений обязаны принимать необходимые меры по обеспечению своевременной оплаты родителями (законными представителями) питания детей в дошкольных учреждениях.

свернуть

Составление рациона питания в учреждении дошкольного образования

Составление рациона питания

В учреждении дошкольного образования.

Питание воспитанников в учреждении дошкольного образования организовано на основе примерного двухнедельного рациона (10 -дневного меню).

Примерный двухнедельный рацион разработан инженером-технологом по питанию отдела образования, спорта и туризма администрации Ленинского района г. Бреста Морозовой М.В. с учетом:

  • Норм питания для соответствующих видов учреждений дошкольного образования и в зависимости от длительности пребывания;
  • Норм потребления пищевых веществ и энергии для детей;
  • Сезонности (лето-осень, зима-весна)
  • Рекомендуемого объёма (массы) блюд
  • Утвержденных в установленном порядке сборников рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста, сборников рецептур блюд диетического питания и других технологических нормативных правовых актов.

В примерном двухнедельном и дневном рационе учтены требования и принципы детской диететики:

  • Основные приемы пищи (завтрак, обед, ужин) в течение дня предусматриваются через каждые 3,5- 4 часа;
  • Распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи составляет:

- при 3- разовом питании (10,5 - часовой режим пребывания) на завтрак – 20-25 % от общей калорийности суточного рациона, обед – 30-35 %, полдник – 25%, домашний ужин – 20-25%;

- при 4-разовом питании (12-часовой режим пребывания) на завтрак – 20-25% от общей калорийности суточного рациона, обед – 30-35 %, полдник-10-15%, ужин – 20-25 %, домашний ужин – 15 %;

- при 24-часовом режиме пребывания за 1 час до сна детям необходимо дать стакан молока или кисломолочного продукта и булочку или печенье( 10% от общей калорийности суточного рациона)

  • Питание воспитанников является щадящим по химическому составу.

 Составление дневного рациона питания осуществляется на основе примерного двухнедельного рациона питания. Меню составляется отдельно для детей от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет.

 Основное условие рационального составления меню – его разнообразие, в отношении как подбора продуктов, так и вкуса и способа их приготовления.

Не допускается повторение одного и того же блюда в течение трех дней. В период оздоровления (с 1 июня по 30 августа) в рацион питания детей в обязательном порядке ежедневно  включаются фрукты.

 

   Уважаемые родители!

С содержанием меню на текущий день Вы можете ознакомиться на информационных стендах в детском саду.

свернуть

Питание в детском саду

Излишне, наверное, говорить о том, что все продукты диетические, никаких специй и повышенного содержания соли.

Продукты учреждение получает с городских баз, в основном отечественного производства. Питание трёхразовое: завтрак, обед, полдник.

Заботясь о разнообразии, не стоит повторять одни и те же блюда в течение дня. В меню, разработанном Институтом питания и предложенном для детских садов, указан рекомендуемый ужин для детей дома.

В детских садах меню составляется для детей в возрасте от 2 до 3 лет и с 3 до 7 лет. На сезонность питания влияет лишь то, что в летне-осенней период стараются давать детям больше овощей и фруктов, а в зимне-весеннее время соки и фрукты.

Составляя меню, работники детского сада учитывают:

  • Суточный набор продуктов.
  • Объем порций.
  • Время приготовления блюд.
  • Нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд.
  • Нормы потерь при холодной и тепловой обработке.
  • Данные о химическом составе продуктов и блюд.

При составлении дневного рациона в первую очередь заботятся о наличии в нем - белкаИсточники белка животного происхождения - мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных продуктов богаты белком бобовые, некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и хлеб. Большую часть жиров в суточном рационе ребенка должны представлять жиры животного происхождения.

Они содержатся в сливочном масле, сливках, сметане. Общее количество растительных жиров (кукурузное, подсолнечное, оливковое масло) составляет не менее 15-20% от его общего количества в суточном меню.

Рафинированные источники углеводов - сахар, варенье, мед, кондитерские изделия - менее полезны для ребенка.

Основную часть суточной потребности малыша в углеводах нужно удовлетворять за счет крупы, хлеба, макаронных изделий и, самое главное, овощей и фруктов. В овощах и фруктах есть пектины, пищевые волокна, клетчатка, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. Масла и ароматические вещества многих фруктов выделяют желудочный сок и усиливают аппетит. Они полезны детям с пониженным аппетитом.Необходимо также включать в меню лук и чеснок. Некоторые продукты ребенок может употреблять ежедневно - это молоко, масло, хлеб, сахар, овощи и фрукты, мясо. Яйцо можно давать через день, творог - через два дня. А вот рыбу - 2 раза в неделю.

Овощные салаты дают в небольших количествах, но регулярно, чтобы выработать у ребенка привычку употреблять свежие овощи. 

ПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ? Адаптируемся!

Снижение аппетита - проблема, с которой сталкиваются родители, когда их ребенок идет в детский сад.

Причин тому может быть несколько: 

·        Напряженное эмоциональное состояние ребенка. Ребёнок адаптируется к новым, непривычным условиям детского сада, в связи с чем, испытывает стресс. В такой ситуации нужно просто ждать: через пару недель ребёнок привыкнет и станет охотно есть.

·        Непривычные блюда. Питание в детском саду отличается от домашнего меню, поэтому ребёнок может бояться есть незнакомые ему блюда. В этой ситуации нужно заранее (уже сейчас) начинать готовить еду, похожую на «садовскую», дома. Это супы, щи, кисели, компоты, запеканки, каши, овощные салаты в разных комбинациях, особенно из цветной капусты, морепродукты (морская капуста, кальмары), содержащие йод, от количества которого в организме зависят умственное и физическое развитие, печень – кладезь фосфора, калия и витаминов А, В, С и Д.

·        Неумение есть самостоятельно.

Поэтому, готовясь к посещению детского сада, стоит заранее подумать и об этой проблеме.

Для начала нужно приблизить домашний режим питания к тому, что будет в детском саду: завтрак - в 8.00-8.20, обед - в 12.00-12.30, полдник - в 15.15-15.35. Ужинают дети дома. Оптимальное время для ужина - 19.00.

Перед сном ребенку рекомендуется второй легкий ужин, который может состоять из кефира или молока. Наиболее оптимальным промежутком времени между приемами пищи считается 3-4 часа.

Если время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно. При резкой смене графика кормления малыш может отказаться от еды: ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10-15 минут, и начинать это надо, как минимум, за 2-3 месяца до того, как ребенок пойдет в садик. 

Не перекармливайте малыша!

В детском саду объем пищи рассчитывается с учетом возраста дошкольника. Строго соблюдаются и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление. Нередко мамы, считая, что их ребенок недоедает, дают ему значительно больше пищи, чем может усвоить его желудок. Дома такие дети кушают реже, часто отказываются от еды, поэтому, возможно, в саду они будут испытывать чувство голода. В течение дня малыш должен получать столько пищи, сколько требуется его организму. Накладывая в тарелку для крохи очередную порцию, учитывайте его возраст. Тогда объем получаемой ребенком пищи в саду и дома не будет сильно отличаться. Постепенно отучайте малыша от еды между кормлениями: ведь приносить съестное в детский сад не разрешается. Рацион питания ребенка составляйте с учетом меню детского сада.

Ежедневно включайте в него мясо, хлеб, овощи, фрукты, соки и витаминные напитки. Не следует предлагать одни продукты чаще других. Если у ребенка сформировано стойкое предпочтение каких-то блюд, то ему будет значительно труднее приспособиться к новой кухне.

После 1,5 лет рацион питания малыша должен быть достаточно разнообразным. Ребенок должен знать, что такое борщи, супы-пюре, пюре, компоты, кисели, запеканки и прочее. Ваш малыш не откажется от них в детском саду, если привык к подобной пище дома. 
Также стоит придерживаться и некоторых правил приготовления еды в домашних условиях. Блюда в детском саду нежирные, в основном готовятся на растительном и сливочном масле. Не злоупотребляйте соусами, майонезом, пряностями, специями. После подобных приправ желание есть простую пищу пропадает.

                                            Научите ребенка есть самостоятельно!

Одна из причин отказа детей от еды в детском саду - неумение пользоваться вилкой или ложкой. Задолго до детского сада он должен перестать получать еду из бутылочки. Ребенок, попадая в детский сад, должен уметь пользоваться ложкой, аккуратно пить из чашки. Замечено, что дети, которые без помощи взрослых могут элементарно обслужить себя (поесть, умыться, одеться), значительно быстрее адаптируются к условиям дошкольного учреждения. Воспитатели отмечают, что новички едят довольно медленно и выходят из-за стола последними. В процессе еды их многое отвлекает. Поэтому дома старайтесь, чтобы уже с 2-х лет ребенок ел вместе с вами, родителями, за общим столом. Обращайте внимание на то, как долго ребенок находится за столом. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Еще дома малыш должен научиться укладываться в эти временные рамки.

                                      Первый день - он трудный самый!

Первые дни пребывания ребенка в детском саду самые сложные. Незнакомый коллектив, отсутствие мамы, смена привычного уклада жизни. Все это сказывается на эмоциональном состоянии малыша. Как следствие, снижается аппетит, а у детей ранимых, с неустойчивой нервной системой он может и вовсе пропасть. Мало того, некоторые новобранцы отказываются от еды и дома. Поэтому питанию малыша в первые дни посещения им детского сада следует уделять больше внимания. Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Вместо привычных макарон и каш следует чаще готовить салаты и овощные блюда. Обязательно в рацион малыша следует включить фрукты, соки (лучше свежевыжатые), кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты.

Откажитесь на время от сладких поощрений. Они не обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, перебивают аппетит ребенка, так что он может отказаться от полноценного ужина дома.

А вот завтраком в первые дни кроху лучше кормить дома, предупреждая воспитателя о том, что он уже поел. При поступлении маленького человека в группу, предупредите воспитателя о привычках своего чада. Для новичка в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш кроха, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить его - обязанность воспитателя или няни. Помните, что заставлять малыша делать что-то по-новому нельзя. Это может вызвать у него отрицательное отношение к детскому саду и нежелание его посещать. Новые привычки и умения закладываются постепенно. И помните, чем младше ваш малыш, тем больше требуется времени для его подготовки. 

                                            Если ребенок аллергик

Если у вашего ребенка аллергия, при поступлении в детский сад в медицинской карте должны быть указаны конкретные аллергены(например, рыба или аллергия на птичье перо).

Следует также предупредить всех воспитателей и медсестру, что ваш ребенок аллергик, на какой продукт у него возможна негативная реакция, и указать, что из еды ему нельзя давать в детском садике.

свернуть

Рекомендации родителям по питанию детей дошкольного возраста

Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей
развернуть

Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.

Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.

Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.

Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

  • Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Уметь правильно пользоваться ложкой.
  • Пользуясь столовым ножом, держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить ребенка не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий.
  • Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.
  • Принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.
  • Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.
  • Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Помните! Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых.

 

Соблюдение перечисленных рекомендаций будет способствовать тому, чтобы Ваш ребенок вырос здоровым!

свернуть

Как улучшить аппетит ребенка?

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым и правильно развивался. Во многом развитие хрупкого детского организма зависит от полноценности и сбалансированности питания, которое он получает.
развернуть

Состояние здоровья взрослого человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте, когда происходит бурный рост организма, а обменные процессы протекают наиболее интенсивно. При этом нормальное развитие и предупреждение возникновения многих заболеваний (в первую очередь анемии, аллергических реакций, дисбактериозов, ожирения, различных расстройств пищеварения) возможно только при правильно составленном и организованном питании. Питание оказывает также определяющее влияние и на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект и способности.

Поэтому в детском возрасте также важно следить за качеством питания вашего ребенка, режимом, сезонными особенностями рациона, качеством используемых продуктов и способами их обработки, пищевых привычек и навыков поведения за столом.

Во многих семьях за питанием детей начиная с дошкольного возраста, начинают следить менее тщательно. В результате этого могут возникать нарушения аппетита. Этому способствуют возможность «перехватить» пирожок, бутерброд, пряник в промежутках между официальными приемами пищи. Снижают аппетит сладкие фруктовые соки и напитки, которые дают детям вместо воды. Бороться с нарушением аппетита можно только строго соблюдая режим питания и порядок подачи блюд.

Несколько хитростей, которые облегчат жизнь родителям малоежек:

- пусть приемы пищи происходят в одно время, а за стол садится вся семья. Дети любят повторять, поэтому ребенок, наблюдающий, как родители без разговоров уплетают «невкусное» блюдо, рано или поздно захочет последовать их примеру.

- поиграйте в шеф-поваров: наденьте на ребенка фартук и вместе приготовьте салат. Игра превратит нелюбимое блюдо в объект для экспериментов.

- не растягивайте прием пищи более чем на 20 минут: вынужденное сидение над тарелкой снижает и без того слабый аппетит малоежки.

- не превращайте еду в семейный культ, а обеды в площадь боевых действий.

- выражайте ребенку свою поддержку, не стоит чрезмерно акцентировать его внимание на проблеме аппетита.

Кушайте с аппетитом!

Врач-гигиенист          Татьяна Евгеньевна Андрющенко

свернуть

Витамины для детей

Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболе­ваниям, к воздействию токсинов, радионуклидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.
развернуть

Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей, которые, к сожалению, не так часто нас балуют. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.

Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.

Обычно детям не хватает витаминов С, группы В, а также витамина А и бета-каротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов.

Гиповитаминозы  усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения.

Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организации питания — при недостаточном включении в рационы свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы. Большое значение имеют нарушения технологии приготовления пищи, неправильная обработка продуктов, в результате чего происходит значительное снижение их витаминной ценности.

В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов.                

Главными источниками витамина С (аскорбиновой кислоты) являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (соленые овощи, зелень). 

Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его недостатке в организме отмечаются повышенная утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот.

Витамин В2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме, обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы, способствует лучшему усвоению пищи, поддерживает в норме состояние кожи и слизистых оболочек.

При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки («заеды»). При выраженном дефиците витамина В2 может развиться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюктивит) и полости рта (стоматит).

Основными источниками витамина В2 являются молочные продукты, мясо, субпродукты, яйца, пивные и пекарские дрожжи.

Витамин В3 (ниацин) Активно участвует в белковом и углеводном обменах. Поддерживает в хорошем состоянии пищеварительную систему, оздоровляет кожный покров. Недостаток витамина может проявиться в сонливости, состоянии депрессии, возможен также кариес зубов и неприятный запах изо рта.

Витамин В6 (пиридоксин) Повышает иммунитет, нормализует функционирование нервной системы. Улучшает жировой обмен при атеросклерозе, увеличивает мочеотделение. Недостаток витамина может стать причиной появления себореи и дерматитов.

Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура — особого светочувствительного вещества. Определенную роль витамин А играет в выработке иммунитета.

При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержка роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.

Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А. Каротином богаты зеленые части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски.   

Роль и значение витамина D,  источники витамина.

Витамин D содержится в кисломолочных продуктах, твороге и сыре, растительном и сливочном масле, сырых желтках; морепродуктах, печени рыб - особенно палтуса и трески; в рыбьем жире, сельди, тунце, макрели, скумбрии. Овсянка, картофель, петрушка, а также некоторые травы –  зелень одуванчика, крапива, тоже являются источниками витамина Д. Витамин D может синтезироваться в организме под действием солнечных лучей. Именно солнце является основным стимулом к выработке этого витамина в коже. Когда организм получает достаточно солнечного света, витамина D вырабатывается достаточно, но для этого необходимы определённые условия. Например, имеет значение время суток: утром, после восхода солнца, и вечером, на закате, витамин D вырабатывается активнее; цвет кожи и возраст: в светлой коже витамина Д вырабатывается больше, а с возрастом кожа синтезирует его всё меньше.

Зачем нам нужен витамин D, и что он делает для нашего организма? Его основная задача – помогать организму усваивать кальций, чтобы наши кости и зубы формировались правильно и были здоровыми. Прочность нашего скелета и правильная форма костей зависят от содержания витамина Д.

Это особенно важно для женщин, так как они теряют больше кальция, чем мужчины, когда вынашивают и кормят грудью детей. Если витамина D женщине не хватает, то с возрастом у неё развивается остеопороз – очень опасное заболевание, при котором кости истончаются и становятся хрупкими. Нормальная работа щитовидной железы, свёртываемость крови, состояние оболочек, защищающих нервные клетки, тоже зависят от того, в норме ли наш организм получает витамин D. В противном случае ослабевает иммунитет, нарушается работа сердца, кровяное давление становится нестабильным, могут развиться такие заболевания, как рассеянный склероз, лейкемия, рак яичников и предстательной железы. Витамин D необходим нам ежедневно, от 5 до 10 мкг. В отличие от других витаминов, витамина Д требуется больше детям, чем взрослым: в период активного роста его ежедневная норма может быть даже более 10 мкг.

Витамин РР (никотинамид)

Найти витамин РР в продуктах проще простого. Он  есть в следующих продуктах: морковь, капуста брокколи, финики, сыр, кукурузная мука,  арахис, молоко, картофель, проростки пшеницы, помидоры и продукты из цельных злаков. Также витамин РР содержится  во множестве трав: корень лопуха, листья одуванчика, листья малины, фенхель, ромашка, пажитник, крапива, петрушка, мыта, шалфей, щавель – все эти  травы богаты витамином РР. Способствует нормальному функционированию нервной системы и слизистых оболочек, оздоравливает кожный покров. Участвует в регуляции углеводного, белкового и водно - солевого обмена, нормализует уровень холестерина в крови, повышает кислотность желудочного сока, расширяет мелкие кровеносные сосуды. Недостаток витамина может стать причиной сухости, воспаления и огрубения кожи, а также шелушения покрова.

Большое значение имеет  правильная кулинарная обработка продуктов при приготовлении различных блюд. Основной ее целью является стремление сделать пищу хорошо усвояемой, вкусной и при этом максимально сохранить пищевую и биологическую ценность используемых продуктов.

Молоко и молочные продукты чаще всего используются в детском питании. Поэтому при их обработке надо быть особенно внимательными. Молоко для сохранения его высокой биологической ценности не должно подвергаться длительному и повторному кипячению, во время которого разрушаются витамины и происходит денатурация белков — они становятся трудноусвояемыми. При приготовлении каш, овощных пюре и других блюд, в состав которых входит молоко, его используют в сыром виде, добавляя в хорошо разваренные крупы или овощи, и доводят до кипения.

Творог в детском питании употребляют только после термической обработки, которая производится непосредственно перед кормлением детей, чтобы избежать повторного разогревания. Приготовление творожных блюд на водяной бане обеспечивает лучшую сохранность пищевых веществ.

Замороженное мясо следует оттаивать при комнатной температуре. Оттаивание в теплой воде недопустимо, так как при этом происходит значительная потеря мясного сока. Варят мясо на слабом огне, так как при сильном кипении его белки уплотняются и становятся трудноусвояемыми. Мясной фарш следует готовить непосредственно перед тепловой обработкой, которую также следует производить незадолго до кормления детей, чтобы избегать повторного разогревания пищи.

Рыбу лучше использовать в виде филе, оно легче подвергается обработке. Но можно брать и любую нежирную речную и морскую рыбу. Замороженную рыбу (филе) оттаивают при комнатной температуре, а мелкую речную — в холодной соленой воде (на 1 кг рыбы 2 л воды и 15—18 г соли). Тепловая обработка рыбы не должна быть длительной. Небольшие куски варятся около 10 минут, целая рыба массой 300—400 r — 20—25 минут. При приготовлении рыбу кладут в кипящую воду, а затем варят на слабом огне.

Яйца — очень питательный продукт. Особенно полезны яйца весенне-летнего сезона, когда куры большую часть дня проводят на свежем воздухе и получают много витаминов. Перед тепловой обработкой яйца необходимо тщательно вымыть в воде с солью, так как их скорлупа бывает загрязненной, в том числе и болезнетворными микробами.

Овощи являются основными носителями витаминов и минеральных веществ и поэтому должны широко использоваться в детском питании. Однако при их кулинарной обработке особенно важно соблюдать технологические правила. Перед приготовлением овощи нужно тщательно вымыть, (при сильном загрязнении их моют щеткой в нескольких водах). Почти все овощи следует очищать от кожуры (не очищают только томаты, молодые огурцы, редис). Кожуру надо снимать тонким слоем, так как именно в наружных частях плодов содержится максимальное количество витаминов и минеральных веществ. Очищенные овощи снова промывают в проточной воде. Если овощи употребляются в сыром виде, их надо ошпарить крутым кипятком. Очищенные, а тем более нарезанные овощи нельзя оставлять длительное время в воде (не более 2 часов), так как при этом происходит вымывание витаминов и минеральных веществ и продукт во многом теряет полезные свойства.

Для сохранения максимального количества витаминов очищенные овощи лучше всего готовить на пару. Для приготовления салатов или винегретов вымытые овощи в кожуре варят под крышкой в таком количестве воды, чтобы она слегка их покрывала. Так, картофель, капуста, морковь варятся не более 25—30 минут, свекла — 1—1,5 часа, щавель, шпинат — всего 10 минут. При приготовлении пюре овощи протирают в горячем виде, затем сразу смешивают с горячим молоком и доводят до кипения.

Фрукты и ягоды лучше давать детям свежими, но можно готовить из них компоты, кисели, добавлять в каши. Для использования сырые фрукты и ягоды следует тщательно перебрать, промыть в проточной воде, при необходимости очистить кожицу (максималь­но тонким слоем). Это надо делать непосредственно перед кормлением детей, так как при хранении на воздухе очищенных и нарезанных плодов в них резко снижается количество витаминов, особенно витамина С.

Для приготовления компотов или киселей из вымытых и ошпаренных кипятком плодов отжимают сок, выжимки опускают в холодную воду и проваривают (сок хранят в закрытой посуде на холоде). Сваренные выжимки отцеживают, часть отвара охлаждают, разводят в нем крахмал, которым заваривают кипящий отвар. В готовый кисель добавляют отжатый сок. Сухофрукты используют в основном для приготовления компотов или киселей, а также в качестве добавок к кашам. Для этого их перебирают, тщательно промывают, заливают холодной водой и доводят до кипения, после чего настаивают в течение 2—3 часов.

Все зерновые продукты обязательно должны подвергаться термической обработке, так как содержащийся в них крахмал в сыром виде не переваривается в желудочно-кишечном тракте. Манная каша варится 10—15 минут, рисовая и пшенная — до 40—60 минут, гречневая — 1,5 часа, перловая — 2—2,5 часа. Перед тепловой обработкой крупы следует перебрать, промыть в теплой воде (рис и пшено в нескольких водах). Не промывают только мелкораздробленные крупы (манную, кукурузную, пшеничную). Гречневую крупу можно слегка обжарить на сковороде. При приготовлении молочных каш крупу сначала разваривают на воде (или пополам с молоком), затем добавляют горячее молоко и доводят до кипения.

Макаронные изделия погружают в кипящую подсоленную воду, варят до готовности, затем откидывают на дуршлаг и промывают горячей кипяченой водой. Во время варки макаронные изделия поглощают много воды, поэтому варить их надо в большом объеме воды (на 1 кг — 3—4 литра).

 Признаки, которые проявляются при недостатке витаминов у детей:

повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
- отставание детей в росте и развитии;
- быстрая утомляемость;
- общая слабость;
- снижение эмоциональной активности, вялость, раздражительность;
- снижение памяти, головные боли;
- кровоточивость десен;
- сухость кожи.

свернуть